главная форум технология дизайн модели PRO100

<<< к разделам   Обсуждение на форуме:

Словарь дизайнера - "Г".

 

Галерея (франц. galerie, от итал. galleria):

  • длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания
  • удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен
  • верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка)
  • название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.

 

Галогеновое освещение.

  Галогеновые лампы при меньшем расходе электроэнергии освещают большую площадь и более ярким светом, чем обычные лампы накаливания.

Галогеновые лампы Галогеновое освещение

 

Гамма цветовая.

  Ряд гармонически взаимосвязанных оттенков одного цвета.

Гамма цветовая

 

Гардероб.

  Большой шкаф для одежды; также помещение для хранения одежды.

Гардероб Большой шкаф помещение для хранения одежды

 

Гарнитур.

  Полный комплект предметов (мебели, инструментов, утвари, белья, украшений и др.) одинакового образца или служащих одной цели.

Гарнитур Полный комплект предметов

 

Гармония.

  Гармонию можно определить как созвучие или эстетическую согласованность элементов или комбинаций элементов композиции. В то время как баланс позволяет достичь цельности композиции благодаря хорошо продуманному расположению похожих и непохожих элементов, принцип гармонии состоит в тщательном подборе элементов, имеющих общие черты или такие параметры, как форма, цвет, текстура или материал. Цельность интерьера и визуальная гармония между его элементами достигаются за счет повторения общих черт.Гипостиль, гипостильный зал (от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV - колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

 

Геометрическая абстракция.

  Один из видов абстрактного искусства, предпочитающий композиции, в основе которых — строгая ритмика геометрических или (в скульптуре) стереометрических фигур. Ее ранние варианты (отчасти орфизм Р. Делоне и Ф. Купки, а также супрематизм К. С. Малевича и неопластицизм П. Мондриана) сочетают рационализм с романтикой, тяготея к построению "абсолютных" красочно-графических монументальных символов, выражающих мистические законы космоса. В то же время геометрическая абстракция впитала в себя и технократический пафос конструктивизма. Во второй половине 20 в. в таких течениях, как поп-арт и постживописная абстракция, геометрическая абстракция сохраняет свой «рационалистический мистицизм», еще теснее сближаясь с многообразной динамикой современной жизни.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция»

Кандинский. "желто-сине-красное"

Супрематическая композиция

желто-сине-красное

 

Геометрическая резьба.

  Примитивное украшение поверхности. Геометрический рисунок клинообразными линиями вырезается в дереве. В прекрасном исполнении встречается на сундуках раннего средневековья; применяется и в наше время для украшения крестьянской мебели.

для украшения крестьянской мебели Геометрическая резьба.

 

Геометрика (Геометрический стиль).

  Ранняя стадия развития древнегреческого искусства (IX- VIII вв. до и. э.), когда в росписях преобладал геометрический орнамент с четкими, логическими формами основных декоративных элементов (ромб, квадрат, прямоугольник, крут, зигзаг, линия). В широком смысле - стиль украшения изделий из керамики и металла (паз и статуэток) геометрическим орнаментом, а также гсометризованными фигурками людей и животных.

Геометрика

 

Генрих Гамбс.

  1765-1831. Петербургский мебельщик. Виработал особый строгий тип корпусной мебели, славился високим качеством отделки. "Гарнитур от Гамбса" получил своебразную нарицательную известность после выхода в свет романа Ильфа и Петрова "12 стульев".

Генрих Гамбс Петербургский мебельщик стул гамбса

 

Герма.

  Короткая, сужающаяся к низу четырёхугольная колонна, завершающаяся бюстом. Начиная с реннесанса, особенно же - в стиле барокко, часто употреблявшийся элемент украшения шкафов.

Герма

 

Гильоширование.

  [фр. guillocher] Получение рисунка в виде орнамента, представляющего собой густую сеть волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой; изображения подобного вида носят название гильошей. В оформительной практике гильоши получают вычерчиванием завитка по шаблону, передвигаемому, например, по окружности.

сеть волнистых фигурных линий Гильоширование

 

Гирлянда.

  Волнообразное украшение на зданиях или мебельных изделиях, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

украшение на зданиях или мебельных изделиях Гирлянда

 

Гирька.

  Гирька – фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проемов.

Гирька

 

Главный вид.

  Вид спереди — в системе ортогональных проекций — изображение (вид) предмета на фронтальной плоскости проекций; изображение на этой плоскости принимается на чертеже в качестве главного, и относительно нее предмет следует располагать так, чтобы изображение на ней давало наиболее полное представление о форме и размерах предмета при наилучшем использовании поля чертежа.

 

Глава.

  Глава, главка – наружное декоративное завершение барабана. Главы бывают шлемовидными, грушевидными, луковичными, зонтичными, конусовидными и др. Придают верхней части архитектурного сооружения характерный силуэт и большую живописность, которая усиливается позолотой раскраской, а также фактурой кроющих материалов (черепица, лемех, фигурное железо и др.).

 

Глобал.

  Характерный элемент для множества стилей включающих влияние иностранных и экзотических мест. Что-то равнозначное Экзотическому или Этническому стилям, часто это элементы из Африки, Полинезии, Индии и Азии. Стили Глобал часто включают искусство первобытных племен и ритуальные предметы, шкуры животных, декоративную черепицу, металл ручной обработки, растительные материалы такие как рафия, водоросли, водяной гиацинт и бамбук. Влияние северной Африки, Тибета и Турции выигрывает в популярности.

 

Гнутье (древесины).

  Гнутье деревянных жердей (элементов мебели), размягчающихся посредством кипячения или пропаривания в металлических формах. После сушки древесина принимает изогнутую форму. Это основа техники Тонета при производстве гнутой мебели. Благодаря гнутью древесины экономно расходуется материал, продукция добротна. В том случае, если древесина вырезается по S-образному шаблону, количество отходов очень велико, кроме того, древесина полученной таким образом мебельной ножки имеет прямые волокна, поэтому ножка может легко расколоться. Ножка, изготовленная гнутьем, требует меньше древесины; волокна принимают направление, заданное гнутьем.

гнутьё древесины гнутый стул

 

 

Гобелен.

  Декоративные ткани высокой художественной ценности, вырабатываемые ручным способом: тканые картины, драпировки и т. д. Название происходит от фамилии семьи парижских красильщиков Gobelin, которые прославили королевскую мануфактуру. Разница между ЖАККАРДОМ и гобеленом несущественная. Единственное отличие, это то, что в жаккарде используют около 10 различных цветов нити, а в гобелене значительно больше и, как правило, он делается из более толстой и дорогостоящей нити (100%-хлопок).

Гобелен

 

Горка.

  Аналог витрины (для дорогой посуды, коллекций).

Горка

 

Город-сад и город-спутник.

  Город-сад – небольшой город с разреженной застройкой, обилием открытых озелененных пространств и ограниченным числом жителей (30-35 тыс.), которым обеспечиваются как удобства городской жизни, так и связь с природой. Тип города-сада возник в нач. XX в. как попытка избавиться от социальных противоречий капиталистических городов. Основные принципы организации города-сада изложены в трудах английского социолога и архитектора Э. Хоуарда. Первый город-сад – Лечуорт – был заложен в 1902 г. в 55 км от Лондона. Получив затем широкое распространение, города-сады строились в Германии, Франции, Испании, Италии, Чехословакии, Австрии и др. странах. Попытка построить город-сад была предпринята в 1910-х гг. в России, в 40 км от Москвы в Кратове (арх. В.Н. Семенов).

  Город-спутник – город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и входящий вместе с ним в единую систему группового расселения. Город-спутник обеспечивает жителям трудовую занятость и социально-бытовое обслуживание на месте, а также культурную связь с крупным городом. В соответствии с функциями различают несколько типов городов-спутников: промышленные, промышленно-транспортные, курортные, жилые (т.н. “спальные” районы).

 

Гостиный двор.

  Гостиный двор – в русских городах комплекс для торговли и хранения товаров. В XVI-XVII вв. гостиный двор – обычно прямоугольная площадь, обнесенная каменной и деревянной стеной с башнями и проездными воротами. По внутреннем периметру стен пристраивались торговые и складские помещения (обычно 2-х этажные), объединенные открытыми галереями. С XVIII в. гостиные дворы стали строиться с открытыми на улицу аркадами и колоннадами, во многом определяя архитектурный облик центра среднерусских городов (Владимир, Кострома, Калуга, Ярославль).

 

Готика.

  Итал. Gotico. Стиль сер. XII - нач. XVI вв., преимущественно культового религиозного направления. Подчеркнутая вертикальность, стрельчатые арки, химеры и крестоцветы. В мебели - сильное влияние архитектуры готических соборов.

В мебели Готика

 

Готическая скамья.

  Скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась главним образом перед камином.

 

Гридница.

  Гридница – в Киевской Руси большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда гридница была отдельным сооружением.

 

Гравюра.

  [франц. Gravure, от graver — вырезать].  В изобразительном искусстве раздел графики, включающий произведения, исполненные посредством печатания с гравированной доски. Отдельное произведение соответствующего раздела графики также называется гравюра. Гравюра называется оригинальной, если она целиком, включая всю обработку доски, исполнена самим художником. Гравер — мастер, занимающийся любой разновидностью гравирования по металлу, стеклу, камню, дереву, линолеуму и пр. Гравюра — это оттиск с доски, на которой вырезан рисунок и покрыт специальной краской. Как же художники создают гравюру? Сначала художник делает рисунок будущего произведения на доске из твердого дерева. Затем все места в картине, которые должны быть белого цвета, художник-гравёр углубляет с помощью специальных резцов — штихелей. Места в рисунке, которые должны быть черными, художник не трогает. Кроме черного и белого цветов в гравюрах есть и различные оттенки серого цвета. Такие места в рисунке художник гравер как бы заштриховывает штихелем, то есть прорезывает штрихи. От толщины и глубины прорезанных штрихов зависит оттенок серого цвета. Чем глубже вырезана линия, тем темнее она будет. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят специальную краску, затем накладывают лист бумаги и плотно прижимают к доске прессом. Так и получается гравюра. Не смотря на то, что в гравюре используются лишь черно-белые тона, рисунки получаются очень выразительными.

Гравюра

 

Графема.

  Типовая графическая форма («скелет») буквы, присущая ей как знаку, передающему тот или иной звук речи, и обуславливающая узнавание буквы независимо от индивидуальных и исторических почерков, а также от различных гарнитур шрифта; например, буква «ш» в русском письме представляет собой три вертикальных черты, соединенные в нижних их концах. В русском письме некоторые прописные и строчные буквы имеют различные графемы, например: А а, Б б, Е е, Р р.

Графема Типовая графическая форма

 

Графика.

[франц. Qraphique — линейный, от греч. QraphO — пишу, рисую]
  Один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. В отличие от живописи, основным изобразительным средством графики является однотонный рисунок (т.е. световая линия, светотень): роль цвета в ней остается сравнительно ограниченной. Со стороны технических средств графика включает в себя рисунок в собственном смысле слова — во всех его разновидностях. Как правило, произведения графики исполняют на бумаге, изредка применяются и другие материалы (например, шелк или пергамент). В зависимости от назначения и содержания, графика подразделяется на станковую, которая охватывает произведения самостоятельного значения, не требующие для раскрытия своего содержания связи с литературным текстом; книжную и журнально-газетную. Рисунки, сделанные карандашом, тушью или углем — всё это графика. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках, но и часто встречаем их в жизни. Рисунки художников в книжках и журналах — это книжная графика. Когда мы поздравляем своих близких с праздником, мы покупаем открытку, наклеиваем марку на конверт. И открытку, и марку, и картинку на конверте нарисовал художник. Это — прикладная или промышленная графика. Красивые картинки на обертках конфет, пакетах йогурта, сока и разных других товарах — всё это рисовали художники-графики.

Графика однотонный рисунок

 

Граффити.

[итал., "graffio" — царапать]

  Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Впервые слово стало употребляться по отношению к надписям, найденным при раскопках города Помпеи в 1755 году, когда город был расчищен от вулканического пепла, под которым был погребен после извержения Везувия в 79 году н. э.

Граффити нацарапанные на стенах зданий

 

Грот.

  Грот (франц. grotte, от итал. grotta) – тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. Гроты были широко распространены в европейской садово-парковой архитектуре XVII-XVIII вв. (в России – с XVIII в.).

Грот

 

Гротеск.

[франц. grotesque, букв. — причудливый; комичный]

  •   Орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).
  •   Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни.
  Русский художник Игорь Эммануилович Грабарь
Толстые женщины. Гротеск, 1904
Гротеск Толстые женщины

 

Грей Эйлин.

  Eileen Gray (1878-1976). Французский дизайнер, одна из первых начала делать мебель из металлических трубок, создала знаменитый столик Е 1027.

Грей Эйлин столик Е 1027

 

Гризайль.

Фр. Grisaillе. Декоративная живопись одного тона (серого или коричневого) - имитация рельефа.

Гризайль Гризайль. Ян Ван Эйк. Генский алтарь (фрагменты).

 

 

Гульбище.

  Гульбище – в древнерусской архитектуре наружная  терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI-XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

 

Гурт.

(нем. gurt, букв. пояс, подпруга):

  • профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере
  • в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. См также Нервюра.

Гурт

 

Гусек.

  Архитектурный облом, представляющий собой сочетание двух дуг: в прямом гуське – верхней вогнутой и нижней выпуклой, в обратном гуське – наоборот.

 

Гутты.

  Гутты   (от лат. gutta - капля; другое название - регулы) – украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.

 

 

Собрано из различных источников.