главная форум технология дизайн модели PRO100

<<< к разделам  

Техника рисования.

  Есть разные способы рисования, и даже если вы опытный художник, я думаю вам было бы интересно узнать как это делают другие люди. Я хочу поделиться с вами своим опытом. А для людей, которые хотели бы научиться точно передавать изображение, эта страничка может послужить и в качестве руководства. Поверьте, это очень просто!

Речь пойдет о технике рисования с фотографий, поэтому я советую вам:

Собирайте различные фотографии из журналов, когда-нибудь они смогут вам пригодиться.

   Не думайте, что подобная имитация есть мошенничество. Ведь мы учимся говорить, имитируя речь родителей, а только какое-то время спустя начинаем пользоваться языком свободно. Так и здесь: эта техника поможет вам развить глазомер и "набить" руку в передаче света, теней и текстур. А через некоторое время вы вполне сможете нарисовать и свою собственную композицию.

Общие понятия.

нарисовать собственную композицию

  Неважно, что вы будете рисовать, так как применяются одни и те же правила.Все прекрасно помнят на что были похожи детские рисунки? Конечно - палка, палка, огуречик... Это и есть контуры.
Естественно, что в таких наборах линий можно угадать очертания человечка, кошки, домика, но рисунки такого качества могут удовлетворить только ребенка.
Согласитесь, это мало похоже на фотографию.

  Прежде чем браться за карандаш проанализируйте выбранный объект для рисования. Задайтесь вопросами: на что похожи внешние контуры объекта? Какого они размера? А внутренние? Как они согласуются друг с другом?

   Затем обратите внимание на пространство, ограниченное этими контурами: черное оно или белое? Или где-то между этими полюсами? (т.е присмотритесь, какого тона области (в оттенках серого, разумеется, ведь мы будем рисовать простым карандашом) содержатся в контурах) Присмотритесь к тому, как они соединяются.
Прищурьте глаза - и будете видеть тона лучше.
Лучше видеть очертания позволяет такой трюк: переверните картинку вверх ногами - это помогает абстрагироваться и тогда вы увидите просто набор контуров.
  Еще больше вы облегчите себе работу, если сделаете ксерокопию с выбранной фотографии - это позволит не отвлекаться на детали цвета.

перерисовать маленькие элементы

   Чтобы облегчить рисование с фотографий вам следует изготовить накладные сетки. Их легко сделать, начертив черным маркером на прозрачной пленке. Линии должны образовывать правильные квадраты и быть абсолютно прямыми.
Когда сетка изготовлена, поместите под нее фотографию: это разобьет сложную задачу на более простые.
Чем больше мелких деталей содержит фото, выбранное вами для копирования, тем меньше должен быть размер ячеек из которых состоит сетка, - тогда вам легче будет перерисовать маленькие элементы исходного изображения. Концентрируйте свое внимание на контурах отдельных ячеек.

   Использование сетки может показаться кому-то мошенничеством, но это просто инструмент. Зачем давать неточное изображение объекта, если вы имеете возможность сделать его достоверным? Настоящее искусство возникает с завершающими штрихами и зависит от умения убедительно передавать детали. К тому же, пользуясь сеткой, вы разовьете глазомер и умение рисовать от руки.

Техника выполнения рисунка.

1.Сетка. Сперва приготовьте сетку на пленке и на альбомном листе (линии должны быть очень тонкими, светлыми и с легким нажимом, иначе, после того, как вы сотрете сетку, останутся следы). Удостоверьтесь, что ячейки идеально квадратные, иначе размеры ваших контуров окажутся неточными, а рисунок - непохожим на оригинал. Я взяла сетку на пленке размером 1,2 x 1,2 , а на листе - 1 x 1 : рисунок уменьшился (если на листе сетка будет крупнее, чем на пленке, то вы добьетесь увеличения рисунка).

Не поленитесь, зараннее заготовьте сетки разного размера. Это инструменты не одноразового использования и пригодятся вам так или иначе в дальнейших работах.

Сетки, которыми пользуюсь я: 0,5 x 0,5 см.; 1 x 1 см.; 1,2 x 1,2 см.; 2 x 2 см.; 2,5 x 2,5 см.

Внимание! Такие вещи нужно знать зараннее: не удаляйте сетку, пока не убедитесь, что рисунок завершен!

2. Контуры.

Контуры

Упражнение: Перерисуйте черно-белые формы, которые вы видите в левых ячейках, в соответствующие пронумерованные пустые ячейки справа.
   Перерисовывайте формы как можно точнее. Рисуйте их просто такими, какими они видятся вам в ячейках.
Не пытайтесь угадать, что вы рисуете. Когда вы знаете, что именно рисуете, вы не так внимательно смотрите на объект. Разум или память подсказывают, как он должен выглядеть. Поэтому, вместо того, чтобы во все глаза смотреть на изображаемый предмет, вы просто бросаете на него короткий взгляд, а затем опускаете глаза на бумагу и рисуете по памяти. Чтобы добиться достоверности изображения, вы должны постоянно перемещать взгляд с объекта на бумагу и обратно.
Не забудьте закрасить темные участки. Когда закончите - переверните работу вверх ногами. Если вам трудно понять, что именно вы нарисовали, есть один трюк: прищурьтесь, глядя на рисунок - ваше зрение затуманится, и свет и тени выделятся ярче.

Запомните это! Все, что вы будете отныне рисовать, должно быть кусочками головоломки, которые, соединяясь, создают полную картину. Вам нужно лишь решить для себя, какой они формы и насколько темные или светлые.

Фрагмент реальной работы.

   Прежде чем рисовать, изучите контуры, содержащиеся в каждом квадратике сетки, наложенной на фотографию. Затем начинайте рисовать эти контуры в каждой ячейке по отдельности. Помните, что это приблизительные контуры, которые в процессе работы будут корректитроваться или стираться.

Техника выполнения рисунка

   Как видите - в каждой ячейке содержится набор контуров, которые разделяют участки света и тени, хотя кое-где нелегко выделить строгие очертания. Прищурьте глаза и будете видеть тона лучше.

набор контуров

  Участки света и тени тоже нуждаются в оконтуривании (чуть видной линией). Цвет каждого участка можно определить по пятибальной шкале:

  Кстати, тени на ноге мыши пока не достаточно густы (я нанесла тон 2, а должен быть тон 1), а кое-где их вообще нет - это чтобы не загромождать рисунок. Я исправлю этот недостаток позже.

На этой иллюстрации отображено

  На этой иллюстрации отображено сразу 3 этапа: создание сетки, выделение контуров и выделение наиболее ярких теневых участков. Сначала всегда наносите самый темный тон.

3. Как правильно накладывать тени:
- Всегда штрихуйте в одном направлении! Направление штрихов должно выбираться с учетом очертаний объекта. Наносите штрихи, пока не получите почти черный цвет (область наигустейшей тени - тон 1). Чтобы получить тон светлее, ослабьте нажим. Наносите штрихи очень плотно друг к другу, чтобы между ними не осталось пробелов.
- Не используйте жирные линии. Их не возможно растушевать.
- Штриховка не терпит спешку. Если этим пренебречь, вы не добьетесь ее равномерности и результат будет выглядеть как мазня.

  Убедитесь, что не упустили из виду ни одного контура и что выделены все светотени. Сравните свой рисунок с оригиналом. Исправьте неточности.
  Аккуратно удалите сетку. Лучше это сделать тонким и острым обрезком резинки, который, кстати, нам еще понадобится. На всякий случай таких резиночек надо иметь несколько. Они просто необходимы в работе и быстро выходят из строя.

4.Растушевка.

  С помощью градаций тона вы можете сделать фигуры объемнее. Получая с помощью растушевки (это скрученный из полоски бумаги инструмент, похожий на карандаш - см.рис.) плавные тоновые переходы, вы создаете реалистичное изображение. Растушевки просто растирают карандашные линии, нанесенные на бумагу. Не расстраивайтесь, если растушевка испачкалась - грязные растушевки можно использовать при работе с темными участками. Для светлых участков всегда используйте чистую растушевку. Держать ее при работе надо под углом, чтобы не дать наконечнику сплющиться, и ни в коем случае не как на рисунке, т.е. не прямо. Если не получается сделать такую же растушевку, найдите свой аналог. Всегда держите запас растушевок под рукой.

Упражнение: штриховка и растушевка. Советую потренироваться на этом простом примере:
Наносите карандашные штрихи вверх и вниз, пока не получите тон №1. Ослабьте нажим и медленно продвигайтесь вправо, делая штриховку все светлее и светлее. Теперь возьмите одну из своих растушевок и растирайте штриховку (вдоль штрихов, а не поперек!). Начинайте с темной стороны. Продвигаясь вправо, ослабляйте нажим.

Как правильно накладывать тени

  Пример плохой растушевки. Она сделана неправильно и очень небрежно. Карандашные штрихи сделаны неаккуратно и не растушеваны полностью.

хорошая растушевка

  Так выглядит хорошая растушевка. Видите какая она однородная? Она плавно переходит от очень темного тона до белого без разрывов. Всегда штрихуйте вверх и вниз! Никогда не растушевывайте поперек штрихов! Всегда двигайтесь вверх и вниз! Начинайте с темного тона.

   Прищурьте глаза: если увидите небольшие светлые участки или пятна, то возьмите карандаш и осторожно подштрихуйте их так, чтобы все выглядело однородным.
Если же увидите выделяющиеся темные пятна, осторожно осветлите тон этих пятен острым ластиком (срезанным краем ластика).

Продолжайте рисовать

   Здесь мышь уже немного растушевана. Как это было сделано:
  Возьмите растушевку и начинайте растирать штриховку, учитывая форму и объемы объекта рисования. Начинайте с темной стороны! Продолжайте рисовать растушевкой, пока штрихи полностью не расплывутся - плавный переход тонов. Не допускайте разрывов и скачков! Если рисунок становится слишком светлым, снова заштрихуйте его, а затем опять растушевывайте. Прищурьте глаза, чтобы лучше видеть общую тоновую картину.

   При нарушениях однородности осветлите темные пятна острым концом ластика ( помните, мы уже делали такой обрезок?), а светлые подштрихуйте карандашом. Растушеваная картинка должна получиться гладкой и однородной.

5.Светотеневая моделировка.

   Рассмотрим ее на примере шара, но если вы внимательно присмотритесь, то увидите подобные светотеневые эффекты и в других простых фигурах (конусе, цилиндре и т.п.). Ну а любой сложный объект, как известно, состоит как раз из этих простых фигур. светотеневые эффекты

Упражнение: Поэтапная моделировка формы шара.
Существует 5 основных элементов светотени:

1 - падающая тень: черный (тон №1). Ее можно видеть под шаром - там, куда не попадает свет.
2 - собственная тень: темно-серый (тон №2). Это собственная тень на шаре. Она всегда находится на стороне, противоположной той, откуда падает свет. На этот шар свет падает сверху спереди и немного справа. Видите, как тень, огибая шар, придает ему сферическую форму?
3 - полутень: серый (тон №3).
4 - отраженный свет (рефлекс): светло-серый (тон №4). Его труднее всего увидеть, но он, возможно, наиболее важен для вашей работы. Это отраженный свет, отбрасываемый на шар от стола, на котором он лежит, и от всего светлого внизу. Его можно найти на краю предмета в области собственной тени, где он разделяет ее и падающую тень.
5 - полный свет: белый (тон №5). Это полностью светлый участок, который освещен наиболее сильно. На нем белизна бумаги остается нетронутой.
Нарисуем такой шар сами, но сначала рассмотрим самые распространенные ошибки:

Так могут выглядеть первые попытки нарисовать шар.
Не обводите круг. Начальная окружность по завершении рисунка должна исчезнуть, т.е. слиться с поверхностью шара.
Не используйте жирные линии. Их невозможно растушевать. Всегда наносите штрихи плотно друг к другу.
Штриховка не терпит спешку. Если этим пренебречь, вы не добьетесь ее равномерности и результат будет выглядеть как мазня.
Направление штрихов должно выбираться с учетом очертаний объекта.
Штриховка

Не забывайте об отраженном свете на краю объекта. Кроме него, больше ничто не должно отделять собственную тень от падающей.
При тоновой проработке формы будьте внимательны. "Оставайтесь" внутри окружности и обеспечьте плавный переход от темного тона к светлому. На этом рисунке тени положены слишком густо, и светлое пятно выглядит как дыра. Нельзя даже сказать, откуда падает свет.
Рисуем шар.

штриховать падающую тень

Этап 1
Нарисуйте идеальную окружность.

Этап 2
Простыми линиями наметьте крышку стола.

Этап 3
   Начинайте штриховать падающую тень. Пусть свет падает сверху справа, тогда падающая тень будет находиться слева внизу. Не забудьте сделать четкий край под кругом. Не пересекайте линию окружности - иначе шар не будет выглядеть круглым.

формируется полутень Последним штрихом должно быть
Этап 4
   Равномерно растушуйте падающую тень. Она должна светлеть по мере удаления от шара. Теперь нанесите тень на сам шар. Как и сам шар, она должна закругляться. Наносите штрихи по стрелочкам. Помните, что падающая тень самая темная ( тон №1), а собственная тень имеет тон №2. Не затеняйте самый край. Оставьте место для отраженного света.

Этап 5
   Обработайте тень растушевкой, сохраняя то же направление, в котором вы наносили штрихи. По мере продвижения к более освещенному участку ослабляйте нажим. Таким образом формируется полутень (тон №3).

Этап 6
    Закончите рисунок дополнительной тушевкой. Смягчите край, на котором находится отраженный свет, поскольку он должен быть не ярко-белым, а относиться к №4 на шкале. Белизну бумаги зарезервируйте за наиболее освещенным участком, но с помощью растушевки добавьте чуть-чуть серого тона (№3), чтобы не было резкого перехода. Тон должен светлеть постепенно. Если, прищурившись, вы обнаруживаете какие-то прорехи, рисунок можно подправить с помощью карандаша и ластика.
   Последним штрихом должно быть удаление окружающего шар контура. У шара должен быть не контур, а граница формы. Наличие контуров делает рисунок плоским, похожим на комиксы.

    Как конкретно применять все эти приемы при работе над изображением животных и людей можно будет узнать из следующих уроков

Источник - www.photoshop.hobi.ru