Мебельный справочник  
  к разделам Форум
Форум
.
мебельные технологии, производство мебели
Мебельные
технологии
.
О дизайне
О дизайне
.
мебельное искуство
Мебель
ART
.
обзор мебельной фурнитуры
Фурнитура
.
Инструмент
Инструмент
.

Мебельный справочник.
Оглавление.

Керамические рельефные элементы для украшений.

Керамические украшения

  Хочу поделиться с вами технологией изготовления керамических элементов, которые можно использовать в украшениях, а также для декорирования кожаных и текстильных сумок, ремней и поясов. Данный мастер-класс основан на дипломном проекте Надежды Шалимовой, а я была ее руководителем. Проект был защищен, с успехом в 2011 году в Южно-Уральском государственном университете, г. Челябинск (специальность "Технология художественной обработки материалов) и после этого демонстрировался на многих выставках и конкурсах.

эскиз керамических украшений украшения из керамики купить этнические украшения из керамики русские керамические украшения как сделать украшения из керамики

  Художественных технологий в проекте использовано много, но я раскрою вам секрет одной из них. Конечно, мастера-керамисты эту технологию знают, но возможно тем, кто только делает первые шаги в освоении керамического искусства, данный мастер-класс тоже пригодится. А вообще, делая, его я больше всего ориентировалась на людей, занимающихся украшениями, текстилем, кожей и периодически сталкивающихся с проблемой интересного декорирования своих вещей. Поэтому надеюсь, он вам пригодится.

  Для начала немного остановимся на материалах и инструментах, которые понадобятся - это: пластилин (можно использовать любой, но лучше все же скульптурный), гипс (лучше всего подходит медицинский), глина (в брикете либо в порошке), вода, банка (для разведения гипса, лучше пластиковая), стеки (можно сделать самостоятельно из палочек для мороженого, достаточно срезать под нужным углом и зачистить наждачкой), дощечка для лепки (ровная для рельефа), муфельная печь (кстати, вы можете попросить обжечь платно в ДХШ, художественных училищах и ВУЗах, на кирпичных, керамических и фарфоровых заводах, в мастерских Союза Художников России, для москвичей есть фирма Хорсс).

модельный пластилин для керамики  керамическая масса для украшений

порошок глиняный для лепки  печь для обжига керамических украшений

Остальные материалы и инструменты на фото не представлены, т.к. они итак всем знакомы.

  Вернемся к нашим керамическим элементам для украшений и декорирования. Основу технологии составляет формирование элементов с помощью гипсовой формы. Этот способ используется в случае, когда необходимо изготовить несколько одинаковых элементов, т.е. наладить мелкосерийное производство. Сначала изготавливаем саму форму. Это делается так: на ровной поверхности формируем нужный элемент из пластилина и заливаем гипсом.

  На фото представлены все этапы изготовления такой формы. К сожалению процесс изготовления формы для дипломного проекта в фотографиях зафиксирован не был. Поэтому, я предлагаю увидеть его на фото изготовления другого изделия — сувенирной плакетки с символикой ЮУрГУ (пару лет назад нам пришлось сделать, их по заказу ректората, целую партию).

сувениры из глины

Рельеф из пластилина (в левом нижнем углу). Отлитая гипсовая форма (слева в верху). Готовая сувенирная плакетка (справа).

Мои сокровища;, гипсовые формы.

формы для керамики

  Рельеф из пластилина можно делать только строго под 90 градусов к нижнему его основанию (т.е. месту, где рельеф соприкасается с плоскостью). Либо нижние основание рельефа может быть немного больше верхнего. Никаких углублений в низу (у основания или на нем) быть не должно! Если вы сделаете неправильно, то гипсовую форму снять с пластилина не удастся, т.к. гипс затечет в углубления и не даст вам возможности его снять. Постарайтесь пластилин хорошо примазать к плоскости дощечки, приложите для этого усилия. Рельеф не должен от дощечки отрываться. Так вам будет проще снять потом гипс. Если все же пластилин у вас был примазан не достаточно хорошо и при снятии гипсовой формы остался внутри нее, не отчаивайтесь. Берем деревянный стек, либо другой предмет не слишком острый, и аккуратно, стараясь не повредить гипсовую форму, выковыриваем пластилин из нее.

  Заготовку — рельеф из пластилина необходимо делать максимально точно и аккуратно. Так вам потом будет проще подправить и доработать глиняный элемент. И к тому же его легче будет вынуть из формы. Если все сделано идеально, элемент сам выпадет из нее, стоит только перевернуть форму.

  Для того, чтобы начать заливать рельеф гипсом необходимо поставить по его периметру стенки, чтобы гипс не разливался по все поверхности и за ее пределы на стол и дальше на пол. Стенки можно сделать из чего угодно. Главное, чтобы они были выше самой верхней точки рельефа на 1–1,5 см. Сама я чаще всего делаю их из картона или пластикового стаканчика от сметаны. Стенки следует хорошо примазать снизу к дощечки и по бокам, так чтобы не было никаких щелей. Иначе гипс через них польется на стол. Переходим к приготовлению гипсового раствора.

  Пропорция содержания гипса и воды меняется в зависимости от типа и желаемой густоты раствора. На 1 л воды требуется 2,5 кг гипса. Когда готовый порошок намок, размешиваем смесь так, чтобы в смеси не было комков и пузырьков воздуха. Мешаем движением снизу вверх. Замешиваем раствор 2–3 мин, чтобы смесь приобрела хорошую механическую прочность. Раствор готов, когда он имеет однородную сметанообразную консистенцию.

  Пластилин необходимо смазать маслом (вазелином или машинным), для того чтобы затвердевшая гипсовая форма легко отделилась. Время застывания гипса 5–10 мин. За это время из гипсовой массы, переходящей из жидкого состояния в пастообразное состояние, выделяется тепло. Кто замерз, может погреть руки. Форма вынимается только после того как гипс отвердеет и остынет.

гипсовая форма для керамики Гипсовая форма для глиняных элементов.

  Полученная форма техникой прессования заполняется глиной. Для этого берем кусочек глины большего размера, чем нужен для заполнения формы. И пальцами его хорошенько вдавливаете в форму. Лишнюю глину срезаем металлической линейкой или ножом.

отминка глины в гипсовую форму как тиражировать керамические украшения

  Когда глина начинает подсыхать по краям и отделяться от гипса, вынимаем ее из формы. Вы увидите, когда это произойдет, между гипсом и глиной появится трещина по всему периметру. Не дожидаясь полного затвердевания глины, корректируем рельеф рисунка и если вам нужны будут отверстия для последующих креплений и соединений элементов друг с другом, самое время сделать дырочки (лучше всего использовать для этого зубочистку или тонкий стержень от авторучки).

  После этого сформированные элементы сушатся. При сушке изделий из них удалятся гигроскопическая и механическая связанная вода, что приводит к уменьшению первоначальных размеров на 6–12%. В результате этого поверхностные слои испытывают растягивающее напряжение, что приводит к появлению трещин. Неглубокие трещины смачивают водой. Для того, чтобы избежать деформации элементов и уменьшить вероятность появления трещин, накрываем элементы тканью. Так они будут сохнуть медленней, зато более равномерно.

как сделать этнические украшения из глины

Сырые элементы, разложенные на плоскости.

украшения из глины своими руками мастер класс

Высушенные глиняные элементы.

  Далее производим утильный обжиг при температуре в муфельной печи 800–850°С, при котором происходит переход глины, в керамику. После обжига керамические элементы можно зачистить и подшлифовать для гладкости и удаления неровностей некрупной наждачкой.

украшения из керамики

Обожженные керамические элементы.

  После охлаждения керамическим  элементам предается эффект состаривания путем втирания темно-коричневой краски в углубления черепков.

керамика для урашений своими руками

Состаренные керамические элементы.

После чего они расписываются красками по керамике и покрываются бесцветным лаком.

патинирование керамики

состаривание керамики

  После того как все керамические элементы готовы, начинаем сборку украшений с использованием кожи, кожаных шнуров, деревянных бусин и металлических кнопок.

  В первую очередь каждый керамический элемент обрамляем кожей. Это предохраняет хрупкие детали от повреждений и придает изделию более аккуратный вид. Элементы обклеиваем по бокам и с внутренней стороны. Для этого из кожи нарезаем шнур соответствующий толщине керамического элемента и детали повторяющие форму элемента. После чего наклеиваем их на керамический элемент клеем «Момент».

  Когда все элементы обрамлены кожей приступаем к их соединению, используя кожаные шнуры и деревянные бусины различных цветов и размеров. В отверстия, имеющиеся в соединяемых элементах, продевается шнур и закрепляется узлом. Деревянные бусины маскируют узел, облегчают конструкцию украшения и придают ему более аккуратный вид.

сочетание керамики и кожи

Окантовка кожей и соединение керамических элементов.

   Название коллекции Надежды Шалимовой «Истоки». За основу взяты украшения и орнаменты скифов, русичей и др. североевропейских племен.

Источники: livemaster.ru

 


Вспомогательная информация.