<<< к разделам
Главная   3Д модели   Фурнитура   Школа дизайна   статьи   Арт   Форум

История проектирования кухни, в именах.

 

Составлено www.makuha.ru из различных источников.

  История проектирования кухни или история "освобождения" женщины.

  Всего за полтора века кухня прошла огромный путь от подсобного помещения до самого высокотехнологичного, а нередко и самого красивого помещения в доме. Катарина Бичер, Кристин Фредерик, Лилиан Гилберт и Маргарета Шуте-Лихоцки сделали для кухни не меньше, чем все производители современных кухонных гарнитуров.

кухня Белого Дома

На фото: кухня Белого Дома - резиденции американских президентов. Ок. 1892 г.

 

Катарина и Гарриет Бичер.

  История кухни старого образца — это история угнетения. О рационализации труда хозяйки заботились мало: печь в одном углу, стол в другом, полки с кастрюлями в третьем, раковина в четвертом… В процессе готовки женщины метались по всему помещению, буквально наматывая километры. Мысль о том, что надо что-то менять в самой обстановке, первой пришла на ум Катарине Бичер (Catharine Beecher) и её сестре, знаменитой писательнице Гариетт Бичер-Стоу (автор знаменитой книги «Хижина дяди Тома»).

история кухонной мебели

Катарина Бичер (1800—1878) и ее проект «модельной кухни», подсмотренный на камбузе парохода.

Гариетт Бичер-Стоу

 

  Свои соображения Катарина Бичер описала в книге по домоводству, вышедшей в 1843 году. Там же она разместила картинку идеальной т.н. «модельной кухни»: маленького компактного помещения с рядами навесных шкафчиков, где все под рукой и легко управиться в одиночку. Идея была списана с пароходного камбуза – мисс Бичер любила пароходные прогулки по Миссисипи. А в 1869 г. вышла совместная книга сестер Бичер — «Дом американской женщины», где они продолжили развивать тему рационализации кухонного пространства.

 

Кристин Фредерик.

  Полвека спустя тему рационализации кухонной обстановки поднимает Кристин Фредерик (Christine Frederick).

  В 1913 году, в Американском журнале Ladies Home Journal появляется целая её колонка, посвященная рационализации домашнего хозяйства. Помимо рекомендаций по быстрому и качественному мытью посуды и чистке фасоли, она много пишет о планировке кухни. И это не просто теории: миссис Фредерик (она просит называть ее только так) организует целую лабораторию на Лонг-Айленде, где изучает перемещения хозяек по кухне с помощью нитяного длинномера (к ноге испытуемых привязывается нить, длина которой измеряется в конце дня или одного рабочего процесса). В результате миссис Фредерик доказывает, что при более продуманной планировке кухни и делении ее на зоны: готовка, мытье, хранение, — хозяйка может сэкономить чуть ли не полкилометра шагов в день. В 1920 году Фредерик пишет книгу «Инженерия домашнего хозяйства», которая быстро превращается в бестселлер.

идеальная кухня

Обложка книги и опубликованный в ней план идеальной кухни от Кристин Фредерик (1887-1970).

 

Лилиан Гилберт.

  Примерно в эти же годы темой усовершенствования кухни подключается замечательная женщина – Лилиан Гилберт (Lillian Moller Gilbreth). Изобретатель и основатель научной эргономики она по совместительству была еще и матерью 12 детей.

  Лилиан Гилберт вносит особый вклад в историю кухни. На личном опыте, зарисовывая перемещения по кухне всего своего немаленького семейства, она пытается вычислить оптимальное размещение шкафов-столов на кухне. Результат – образцы «практичной кухни», созданные по законам эргономики.

--------------
Мало известные факты о Лилиан Гилберт.

  Супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт стоят у истоков микроэлементарного нормирования. Они изобрели прибор микрохронометр, который в сочетании с кинокамерой позволял точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции. С помощью этого прибора им удалось выделить 17 основных, то есть наиболее часто повторяющихся движений кисти руки, которые они назвали, перевернув наоборот свою фамилию, "треблингами". Метод формирования рациональных операций на основе "треблинг-подхода" был одной из форм реализации идеи Тейлора о наличии некоторого единственного оптимального метода труда при выполнении повторяющихся работ. Недаром лозунгом исследовательской работы Фрэнка и Лилиан Гилбрет был "единственный наилучший способ".

  Лилиан Гилберт стала родоначальницей исследований в области управления персоналом в современных условиях. Она изучала проблемы научного подбора, расстановки и подготовки кадров. Теория "научного управления" основана на идее минимизации вложений капитала в наемную рабочую силу. Научный подход требовал сведения о зависимости технологических процессов от субъективного человеческого фактора, от отношения к труду и качества работы исполнителей.

--------------

практичная кухня

Лилиан Эйлер Молер, в замужестве Гилберт (1878 -1972) и ее вариант кухни.

 

мобильная мебель на кухне

На кухне Лилиан Гилберт впервые появляются "мобильные" элементы мебели.

 

Маргарета Шуте-Лихоцки.

-----------

Маргарета Шуте-Лихоцки биография

Из биографии...

  Грета Шутте-Лихотски родилась в конце 19-го века в Вене. Она стала первой в Австрии женщиной, получившей архитектурное образование. Находясь под большим влиянием стиля "баухаус" и лично - патриарха "баухауса" Вальтера Гроппиуса, Маргарете создавала интерьеры, состоящие из простых прямых линий. Эта эстетика и стоящие за ней рационализаторские идеи вполне соответствовали духу социального утопизма, властвовавшему в те годы над многими умами.

  Еще во время учебы Шутте-Лихотски получала призы за свой дизайн. Она училась у Оскара Стрнада, который был одним из первых венских архитекторов, которые занимались строительством домов для рабочего класса.
...
  Маргарет была в числе немецких и австрийских архитекторов, которые были приглашены в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например Магнитогорска. По возвращению из СССР она много путешествовала по миру, выступая с лекциями по дизайну и строительству детских садов и домов для рабочих.

-----------

  Все наработанные идеи в 1927 году наконец выливаются в первый типовой проект функциональной кухни – так называемую «франкфуртскую кухню» архитектора Маргареты Шуте-Лихоцки (Margarete Schütte-Lihotzky). "В это время она уже узнала о системе научного подхода к затратам времени на рабочем месте и задумалась о том, как жилищное строительство может сократить работу домохозяйки. Маргарете взяла секундомер, просчитала время, требующееся на разные кухонные дела, и поняла, что из-за нерационального устройства кухонного пространства много времени теряется зря. Чтобы больше не было этих потерь, она и спроектировала свою "франкфуртскую кухню", умещавшуюся на площади 6,5 кв. м, состоявшую из модульных секций и не имевшую ни одного пустующего квадратного сантиметра." (цитата Журнал “МЕБЕЛЬ от А до Я”, № 5 1997г.)

франкфуртская кухня

Архитектор Маргарета Шуте-Лихоцки (1897-2000) и придуманная ей "Франкфуртская кухня".

  Она была разработана для домов типовой застройки во Франкфурте. Несмотря на малые размеры кухонь в домах 1.87 х 3.44 в них удачно вписались вся необходимая мебель и оборудование – плита, мойка, рабочий стол, шкафы.  Электрическая плита располагалась вдоль одной из стен , а вдоль другой — шкафы для посуды и иных кухонных принадлежностей (см. фото). С одного торца был вход в помещение, на другом — окно во всю ширину стены. Эта кухня предназначалась только для приготовления пищи. Небольшая ширина не только позволяла сэкономить площадь, но и минимизировала количество шагов, которые нужно было сделать хозяйке. Женщина тратила меньше времени на кухонную работу и могла дольше трудиться на фабрике или в офисе.

  "В конце 1920-х гг. только во Франкфурте было построено более 10 000 квартир с подобными кухнями, которые вошли в историю под названием «франкфуртских». Несмотря на критику, связанную с теснотой помещения, проект имел коммерческий успех и позволил обеспечить доступным жильем многих из тех, кто в нем нуждался. Идея компактной кухни, оборудованной стандартными бытовыми приборами, была впоследствии подхвачена Америкой и Японией." (цитата irvispress.ru)

  А в это время на её родине, в Вене, при её участии  в период с 1919 по 1934 гг. было построено 58 667 квартир, вмещающих почти 200 000 людей.

  Кухня выпускалась в различных вариантах по размерам и степени оснащенности. Именно она стала прототипом современных кухонь: встроенная мебель, общие принципы функциональности и экономичного использования пространства.

 

  Начиная с этого времени, кухонные шкафы делятся на нижние, стоящие на общем цоколе и навесные. Все на одной высоте и одинакового размера. Проходит совсем немного времени и к середине 30-х годов предложенная идея кухонных модулей окончательно вытесняет отдельно стоящие шкафы и горки. Каталоги полнятся обилием разных вариаций кухонных гарнитуров: как правило все шкафчики теперь накрыты общей столешницей, деревянной или отделанной плиткой.

счастливая женщина

 

  С появлением новых материалов в 1950х годах кухни становятся цветными. На смену дереву приходят пластик, нержавеющая сталь, анодированный алюминий. Не отстают и бытовые приборы – из утилитарных предметов они становятся украшением кухни.

  К 60-м годам увлечение кухонными бытовыми приборами становится повальным: чем их больше, тем престижнее. В 1969 году общеевропейский комитет вводит единые стандарты для кухонных модулей: высота шкафчиков, их глубина и т.д. Теперь производители начинают экспериментировать в основном с материалами и отделкой, не затрагивая габариты шкафов.

  Яркие кухонные гарнитуры стали появляться с 50х гг. прошлого века.

Яркие кухонные гарнитуры  
 

 

  1969 г. Сразу две новости. По традиции сначала хорошая: появился запатентованный компанией DuPont искусственный камень Corian, из которого можно делать бесшовные поверхности любых размеров. Очень скоро кориан станет излюбленным материалом для кухонных столешниц, позволяя создавать самые разные комбинации, которые смотрятся как единое целое. Вторая новость кому-то покажется досадным ограничением: Европейский комитет ввел, наконец, общие стандарты для кухонных модулей: высота нижних шкафов — 85 см, глубина — 60 см, глубина навесного шкафа — 35 см и т. д. Теперь дизайнерам предлагается экспериментировать в основном с материалами, цветом и формой, не изменяя основных габаритов. Но это останавливает не всех. К примеру, Луиджи Коллани как раз в это время делает для марки Poggenpohl концептуальную кухню-шар Experiment 70. (цитата: журнал «Elle декор», 2007, N68).

  Усовершенствование кухонной вытяжки в 1980х годах позволяет не отделять теперь кухню в закрытое помещение, в обиход входит кухня-студия, объединенная со столовой и гостиной. Теперь и на многие годы вперед кухня не просто помещение для готовки, но и объект престижа.

 

Наши дни...

  Современная  кухня по-прежнему настоящий плацдарм для испытаний всех новых веяний в дизайне и технологии: именно здесь чаще всего появляются новые материалы и приборы, применяется новая гамма или ставятся эксперименты со стилем.

  2006 г. В Милане с 5 по 10 апреля прошла выставка "Международный салон мебели в Милане". На ней был представлен проект утьтра-современной кухни проекта архитектора, иракской подданной Зада Хаид. Проект имел кричащее название: "Z.Island". В качестве основного материала в проекте использован искусственный камень Corian компании DuPont. Кухня выполнена моноблоком с полностью интеррактивной стеной для хранения.

  "Кухонный блок Z.Island обладает мультимедийным оборудованием, позволяющим выходить в интернет, слушать музыку или создавать особую атмосферу на кухне посредством центральной панели управления. В инсталляции было два "островка" - один с функцией "огонь" для приготовления пищи, другой - с функцией "вода", а также модульная стенная система для хранения продуктов и утвари и стенная конструкция с покрытием и встроенными звуковыми и световыми устройствами." (цитата fashionista.ru).

Z.Island мультимедийная кухня

интерактивная панель на кухне

Фото: generationdomotique.com/

 

-------------------

Комментарий:

  Не могу пропустить мимо эту статью не прокомментировав. С чего начинается эта статья? С идеи угнетения женщины, хозяйки такого стратегического объекта любого дома, как Кухня. Как можно угнетать человека, от которой в семье зависит, в том числе и удовлетворение второй генетически обусловленной потребности человека - голода?

 Во первых в данной статье речь идет о западном мире. Второе и самое главное, в то время (конец 19 - начало 20 вв.) было очень заметное сословное разделение. Даже классического сегодня среднего класса, не существовало. Были мелкие владельцы, интеллигенция, которая была в основном рантье, а поэтому к среднему - "трудовому" классу не имела никакого отношения.  В жилье семьи низкого сословия вся кухня располагалась непосредственно в общем помещении, изредка за перегородкой. Такого понятия как "кухня" там не существовало. Женщина не работала, а занималась домашним хозяйством для своей семьи, а поэтому ни о каком угнетении и речи быть не может, в принципе. В противном случае, зачем тогда нужна семья?

финская кухня в доме

Интерьер обычного европейского дома того времени.

Украинская кухня

Кухня Западно-Украинской избы. (фото с этнопарка).

  Примерно похожее было и в городах, в рабочих посёлках.

  Среди знатного, зажиточного сословия уже было такое понятие, как кухарка, представительницы которой, за свою работу получали то или иное вознаграждение. Вспомните, например, хотя бы романы ( это же первоисточник! ) Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Помните, как там сильно напрягалась миссис Хадсон кормя таких здоровых оглаедов как Холмс и Ватсон, да и себя тоже? Миссис Хадсон - это типаж "кухонной хозяйки" того времени, и по видимому весьма и весьма угнетенной.

  Именно такая "угнетенная" домохозяйка, от безделья или от наличия пытливого ума начала модернизировать кухонный быт на манер пароходного камбуза. И в лучшую ли сторону? А может это была часть чей то планомеренной стратегии, которую Катарина Бичер и др. вероятностно-предопределенно выполняли?

  Нужны примеры? Они в статье. Кристин Фредерик - которая учила "тупых" домохозяек, как чистить фасоль. Лилиан Гилберт - со своим хронометражом, которая заставляла домохозяек метаться в кухне по секундомеру, где любое движение не подпадающее под концепцию "треблингов" означало отсталость и угнетение. Не наоборот ли? А эта идея сэкономить время на кухне, чтобы больше осталось для работы на фабрике, вообще достойна "бурных продолжительных аплодисментов, переходящих в овацию".  Ну и в конце концов Грета Шутте-Лихотски, которая за сотни тысяч ! домохозяек решала, сколько же им нужно пространства, чтобы не чувствовать себя угнетенными. Не благодаря ли ей мы обязаны "Хрущевским проектам в домостроении?".

  Нормальная, психически здоровая домохозяйка станет ли находится на кухне по секундомеру с привязанной к ноге ниткой, выполняя четкие отточенные роботизированные движения? Для чего они все это делали? Прогресс, дизайн? И вряд ли они выполняли чью то хитрую волю по прямому указанию. Но вот только, не вооруженным глазом видно, что все их идеи, почему то четко вписываются в стратегию индустриализации общества. Общества, которое будет жить не для семьи и своего рода, а для потребления, не ограниченного и бессмысленного потребления. Плиты все навороченней, а картошка все гаже. Быть может потому мы и питаемся сегодня полуфабрикатами и ГМО, что когда то, кто то спроектировал для нас  франкфуртскую кухню»?

В итоге...

  Что мы имеем сегодня? Проект "Индустриализация" уже почти завершен во всем мире. Себестоимость всей продукции, на роботизированных производствах - предельно минимальна. Основная часть себестоимости сейчас это, вдумайтесь, на первом месте, информационная составляющая (использование технологических патентов, торговых марок), и природное сырьё, которого с каждым циклом становится все меньше. А изменились ли генетически-обусловленные потребности человека? Нет, нет мы по прежнему хотим есть, хотим размножаться и желаем безопасности. А можем ли мы съесть телевизор или заиметь от него детей, да и безопасности он нам не обещает. Так и с кухнями, что изменилось со времен "франкфуртского проекта", изменилась концепция? Нет, только кухни стали "веселее", ярче цвета, больше хрома, дороже материал (хотя даже обычный камень и тот подделывают), больше электроники. Больше радости в жизни... больше свободы для развлечений. Только вот по сравнению с 19 в. изменения катастрофические.

  Женщина, ты свободна!!! Кинь своим угнетателям (читай семье) на завтрак сосиски из супермаркета, молоко из тетрапака (которое не киснет месяцами), детям сухой корм (хлопья глютаматом натрия) вместо вкусной молочной каши и будь свободна..., беги в свой офис делать карьеру. Не поэтому ли их так много сейчас "свободных"?

  И мебельщики свободны... заменить духовку BOSCH на духовку Teka, направляющие SAMET на направляющие BLUM, синие фасады на ореховые... Потрясающая свобода не правда ли?..

--------------------

Статью можно обсудить на форуме.

 

 

Составлено: www.makuha.ru

Источники: www.4living.ru Журнал "МЕБЕЛЬ от А до Я", журнал "Elle декор", fashionista.ru. (простите, если я забыл кого-то ещё упомянуть).