Знаменитый мастер Рентген из Нейвуда, потомственный
краснодеревщик, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам
Франции и Германии, а с некоторых пор и к пышному императорскому двору новой
России, прибыл в Петербург с очередным транспортом мебели для столичной знати. В
этот раз его сопровождал ученик, талантливый молодой мастер, которому суждено
было сыграть важнейшую роль в истории русского мебельного искусства. Звали его
Генрих Гамбс.
Перспективы мебельного рынка "Северной Пальмиры" были безграничны.
Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала
соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его
счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру
молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи:
деньги и связи.
Что касается первого, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского купца Ионафана
Отта. На паях они основали мебельную фабрику у Калинкина моста. Назвали фабрику
"Отт и Гамбс".
 |

Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и
бронзовой группой. 1795-1815. Генрих Гамбс. Эрмитаж. |
А покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича и
Марии Федоровны. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и
декоративными искусствами, говорили, что она даже брала уроки мебельного
мастерства у Гамбса, а Георг Кениг учил её резьбе по камню, а Леберехт –
медальерному искусству…
Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного
дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее
и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой. Эти предметы получили
одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её
императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца
великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в
качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица
ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком
императорского и малого двора.
Почему же все-таки механик? Мебель Гамбса, подобно работам его
знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и
механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками
и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина
передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были
выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.
Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование
”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой.
Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом
выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки,
шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро,
столиков, часов и прочего. |

Столик по рисунку Воронихина для Павловского дворца. 1804
год. |
Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”.
Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в
России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный
интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в
этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело
эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.
Атрибутируется фирме
Г. Гамбса .начало 19 века. Эрмитаж. |
|
 |
Бюро с откидной столешницей,
Начало 19 в.
 |

Секретер, 1800 г. |
Бюро красного дерева с розетками. Генрих
Гамбс. Между 1800-1810 гг.
 |
Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом
обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам
Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.
 |
Приемная с мебелью Гамбса. Гатчинский дворец,1851 г. |
Кроме того, Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству,
пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась
хорошим подарком, даже разыгрывалась в лотерее.
***
Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила
его не сохранилась.
Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских
особняков и магазинов на Невском.
Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под
вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска
мебели, они занимались и реставрационными работами. За участие в восстановлении
Зимнего дворца после пожара 1837 года, 130 сотрудников фирмы получили медали.
 |
Стул в готическом стиле. Эрнест Гамбс.
Вторая четверть 19 в. |
В 1860-х годах Гамбсы еще пытаются конкурировать с новыми
промышленными мануфактурами. Они по-прежнему работают по рисункам архитекторов,
но отсутствие четко выраженного стиля, новых конструктивных решений и вездесущий
историзм, со всеми своими псевдо-псевдо делают свое черное дело. В Петербургском
справочнике 1874 года упоминания о Гамбсе нет. Наступило время новых имен.
Автор текста: Гипатия Яковлева. По материалам: http://www.ifominov.ru
|
|