<<< к разделам
Главная   3Д модели   Фурнитура   Школа дизайна   статьи   Арт   Форум


Мебель на Руси.

 

сундук

 

  Русская мебель в своём развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.

  В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведённое ей место.

Светец  Светец.

  Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.

  Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точёными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.

Мебель Растрелли Комод-горка кон. 18в

  В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.

  Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла всё богатство архитектурных форм зданий.

Стол. литьё. кон. 19в.Стол. литьё. кон. 19в.

  В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство её было очень невелико, и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжёлые и жёсткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими «алмазными» гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.

  Русская мебель второй половины XVIII-начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются лёгкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.

Стулья и кресла классицизма Кресло. сер. 19в.

  Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учётом пропорций фигуры человека.

  Мебель русского классицизма можно разделить на две группы - по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа - это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов - А.Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К.И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В.П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.

  Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.

  Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.

  Вторая группа - мебель бытовая. Её делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.

  Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина - в Москве, Ивана Рудина, Андрея Фёдорова - в Вятке.

Материал Русской мебели. Стол кон. 18в.

  Материалом для мебели в основном служили берёза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.

  Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства - потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.

  Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «Павловский», хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель - крупная и массивная по форме. Декоративная отделка её с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской берёзы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжёлые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.

  Ещё в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, чёткие и прямые формы предметов подчёркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.

  Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).

  Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего, русская мебель гораздо более монументальна. В её декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определённых местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золочёную резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.

  Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, преддиванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели - большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.

Русское зеркало зеркало кон. 19в.

  В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты - диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.

  Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжёлой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.

Стол кон.19в. Стол кон.19в.

  К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжёлых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощённой и обобщённой орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжёлыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешёвых картин в тяжёлых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точёных украшений, окрашивают её в основном в чёрный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы её в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.

Столик самоварный. Питер. кон.19в. Столик самоварный. Питер. кон.19в.

  В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков - крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внёс в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.

 

По материалам: www.shop.domoteka.com и http://novosibdom.ru/ 

 

 
Яндекс цитирования