[ ГЛАВНАЯ ]   [ 3Д МОДЕЛИ ]   [ ФОРУМ ]   [ ШКОЛА ДИЗАЙНА ]   [ СТАТЬИ ]
 

 

 

<<<  к разделам

Furniture Art



Srdjan Simic (США).

интервью:

 

АК.    Почему вы выбрали San Diego State University для продолжения учёбы после университета в Загребе в Хорватии? Был ли это просто выбор студента или вы планировали полностью изменить свою жизнь? Я имею в виду страну, работу и прочее…

SS. Я закончил четыре семестра в Университете Загреба, когда моя семья решила иммигрировать в Соединенные Штаты. Сначала мы прибыли в Палм Десерт (Palm Desert) в Калифорнии, а Сан Диего (San Diego) был ближайший большой город. Я выбрал университет Сан Диего также из-за того, что это был самый доступный колледж штата с крепкой программой по искусству и дизайну.
Итак, отвечая на ваш вопрос: отъезд из Хорватии был вопросом изменения образа жизни, где мой выбор обучения диктовался моим новым окружением.

АК. Расскажите о школах дизайна, где вы учились?

SS. Университет Загреба - School of Graphical Science and Design - дал мне среднее образование. Как во многих других странах соцлагеря, система образования была жесткой и требующей усилий. Качество информации, которую нам давали было высоким, но там я получил мало практики. Университет Сан Диего дал мне совершенно другой опыт.
Занятия по Искусству и Дизайну были очень творческими и живыми, а также мультидисциплинарными. Здесь я и решил переключиться с графического дизайна на создание трехмерного моделирования объектов. Другие дисциплины, которые мне было интересно изучать - это ювелирное дело и текстиль (особенно батик и гобелен). Но из всего множества предметов я решил выбрать один, и направил основное внимание на проектирование мебели.

 

АК. Родившись в Хорватии, вы чувствовали различие между американской школой дизайна и вашей родной? Вы можете сравнить европейскую и американскую культуру?

SS. Я действительно родился в Сараево, в Боснии. Мой отец - серб, а мама - хорватка.
Я оставался в Сараево после войны, начавшейся в 1992 году. Но потом после пары лет скитания по Европе как беженец я приехал в Загреб, чтобы посещать университет. Я проучился там три года прежде, чем переехать в Штаты.

 

Школы социалистического режима и американские школы находятся на противоположных концах "спектра пределов". Мое первое образование, которое я получил в Сараево, было очень нагруженным. Сразу после начальной школы (восемь лет), я должен был выбрать будущую профессию, и я решил поступить в Высшую Школу Прикладного Искусства на отделение графического дизайна.
Такое серьезное раннее решение имеет аргументы "за" и "против". Хорошо с детства стремиться к одной цели, но в этом возрасте ты еще не можешь оценить то, что тебя может ждать в будущем. К счастью, я всегда знал, что буду работать в сфере дизайна и искусства.


Главная часть образования (наука, лингвистика, и т.п.), была получена здесь, в Югославии,
в начальной школе. На том же уровне нам преподавали в Соединенных Штатах в университете!
Но почему-то это бедное американское образование процветает. В этой стране студенты редко знают то, что они хотят выучить, уже находясь в колледже. Тем не менее, качество специального образования на университетских уровнях и выше - отличное.
Соединенные Штаты имеют достаточно средств, чтобы поддерживать все уровни образования, которые только возможны.

Есть очень большой выбор "узких" областей образования для студентов, нужно только выбрать один из них. И, если у вас есть амбиции, вы можете достичь действительно хороших успехов в этой стране.
Различие между дизайн-культурами очевидно. И кумиры-вдохновители дизайна, и бэкграунд европейского и американского дизайна абсолютно разные. Мое мнение, конечно, очень субъективно, но могу сказать, что я не большой фанат американского дизайна.
"Лучше больше и больше лучшего"- не одно и то же. Мне кажется, что здесь людям недостает вкуса. Я воспитывался под влиянием культуры Античной Греции, Итальянского Ренессанса, произведений Эшера и социалистического дизайна. И думаю, что много людей там, откуда я приехал, имеют хорошее понимание дизайна. Но сами они мало что делают нового и оригинального.
Шанс делать то, что люблю я получил, прибыв в Америку... Этот шанс получают все, приезжая в Америку.

 

АК. Какой был ваш первый проект после диплома?

SS. Этот проект не был нечто. Но я очень горжусь им. С моей точки зрения, это не было очень сложно, но толков вызвало достаточно. Я получил заказ на проект и возведение большой бронзовой скульптуры. Клиент имел финансовые и размерные ограничения, так что целиком проект не получался так, как я хотел.
Тем не менее, заказчик дал мне свободу творчества и никогда не стоял у меня над душой.

АК. Вы работали как freelancer и как штатный дизайнер. Что вы предпочитаете? Вы планируете быть в штате или freelance дизайнером в ближайшем будущем?

SS. Я предпочитаю работать сам, потому что вы не можете мне что-либо навязывать, и никто не может заставить меня делать, то, что я не хочу. Я очень упрямый от природы, поэтому я хочу работать только на себя. Я чувствую перспективу моих проектов, и люблю видеть как они реализовываются.
А когда я сомневаюсь, я параллельно делаю другой проект в полном объеме. Мои будущие планы сфокусированы на моих собственных разработках и объектах - я создал свой новый проект, который называется " ZoolDesign ".

АК. Что вы можете сказать о практике дизайна в Хорватии сегодня?

SS. С современной с хорватской сценой дизайна я почти незнаком. Большинство моих "друзей-дизайнеров" переехали в Западную Европу в поиске лучшей работы. Я думаю, что все прежние страны Югославии находятся в сложной экономической ситуации, которая делает приоритеты жизни иными. С другой стороны, всегда будут изумительно одаренные художники, которые упорно работают, ожидая известности.

АК. Расскажите о ваших проектах в 2003 году?

SS. Почти весь 2003 год я повышал мастерство по обработке дерева, работая у хорошо известного дизайнера мебели в Сан Диего. Помимо этого, делал собственные разработки. Один из моих любимых предметов мебели, которые я сделал в 2003 году был шестигранный кофейный стол - "hex coffee table".
Самое большое и наиболее важное достижение 2003 года - это то, что я открыл мою собственную компанию, которая специализируется на аспектах разработки мебели, аксессуаров и одежды.

АК. Многие молодые дизайнеры из России и других Восточных Европейских стран мечтают об обучении в Соединенных Штатах. Прокомментируйте, с вашей точки зрения, все возможные шансы и проблемы для них?

SS. Соединенные Штаты - поистине обетованная земля. Если у вас есть желание, чтобы достигнуть чего-нибудь и изменить что-то в вашей жизни, Соединенные Штаты являются местом, где вы можете сделать это.
Это - земля экстрима. Если ваши способности даже чуть выше среднего, вы можете смело ехать в Америку. Ничего не бывает просто так - надо быть смелым, рисковать, приложить всевозможные усилия, и тогда можно чего-либо достичь. Если вам предоставлена возможность, чтобы переехать в Соединенные Штаты, и, вы это можете сделать, то делайте это!

 

Большинство людей из Восточной Европы, которых я встречал - интеллигенты. По интеллекту они выше средних американцев, но американцы здесь у руля, если вы понимаете, о чем я говорю. Самая большая проблема для людей из Восточной Европы - как обосноваться здесь. После того, как преодолевается эта проблема, то нет предела вашим возможностям, если ваши мозги работают как надо.
Удачи!


Наш комментарий.
Интересный пример построения вполне удачной профессиональной (да и не только профессиональной) карьеры с нуля в чужой стране. Но для полной картины не хватает примеров обратного свойства, примеров, о которых обычно предпочитают молчать  о неудачах и несбывшихся мечтах. А это может быть не менее полезно и интересно, ведь, как известно, "за одного битого двух небитых дают"

 

 
 
Яндекс цитирования